> Главная > Карта сайта > Мобильная версия > Почта > Ссылки

Рекомендуемое поведение предпринимателя при проведении проверки

Организация деятельности органов внутренних дел (милиции) регламентируется действующим законодательством Российской Федерации. Законом Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 10.01.2003) "О милиции" (далее - Закон) определены права и обязанности должностных лиц и структура правоохранительных органов (милиции). Так, права милиции регламентируются ст.11 данного Закона.

Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей, в частности, предоставлено право при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность: беспрепятственно входить в помещения, занимаемые организациями, независимо от подчиненности и форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств и помещений консульских учреждений иностранных государств, которые используются исключительно для работы консульских учреждений), изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей (п.25 ст.11 Закона).

В случае выявления правонарушений должностные лица органов внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях и осуществляют по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях.

Порядок проведения проверок регламентируется ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

Проверки проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). В приказе должны быть указаны:

  • номер и дата;
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;
  • наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка;
  • цели, задачи и предмет проверки;
  • правовые основания, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
  • дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Приказ предъявляется должностным лицом, осуществляющим проверку, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Особенно следует обратить внимание на то обстоятельство, что проверка может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в приказе о проведении проверки. Очень часто сотрудники милиции предъявляют приказ, в котором не указаны фамилии конкретных проверяющих.

Кто бы ни пришел к вам на проверку (милиционер, санитарный врач, пожарный, сотрудник Госторгинспекции и т.д.), он обязан предъявить свое служебное удостоверение и документ, подтверждающий, что проведение проверки поручено именно ему.

Если эти требования не выполнены, вы вправе закрыть свое предприятие и никого туда не пускать. Если есть какие-то сомнения, можно позвонить в ведомство, откуда пришел чиновник, и уточнить, действительно ли ему давали такое поручение.

Продолжительность проверки не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований, экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц. Однако ограничение по сроку проведения проверки установлено только для плановых проверок.

Вообще, все контролирующие службы ежегодно или раз в квартал составляют планы проверок. Но фирма или предприниматель могут попадать в этот план не чаще чем раз в два года. Об этом сказано в ст.7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Правда, этот же Закон допускает и внеплановые проверки. И положений, которые бы ограничивали их периодичность, в нем, к сожалению, нет. Однако для "стихийных" визитов должны быть веские основания, главным образом жалобы от граждан. Причем анонимные сообщения не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю. Кроме этого проверки проводятся, например, в случаях получения информации о возникновении аварийных ситуаций, возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества. Конкретного перечня случаев, которые могут служить сигналом для проведения внеплановой проверки, в Законе не содержится. Это расширяет возможности проверяющих, которые делают упор именно на внеплановые проверки.

Решение о внеплановой проверке может принять только руководитель службы, управления или инспекции. Оно оформляется распоряжением или приказом, в котором обязательно указываются причины и сроки проверки, а также фамилии и должности инспекторов. Акт проверки тоже составляется по утвержденной форме. Если выявлено административное правонарушение, инспектор вправе вынести вам предупреждение или оштрафовать на месте, но не более чем на 100 руб. Причем если вы не признаете своей вины и отказываетесь платить, то составляется протокол, по которому проводится административное расследование (ст.28.6 КоАП).

Действие Закона N 134-ФЗ распространяется только на контроль за выполнением бизнесменами требований, предъявляемых к товарам или услугам (ст.2 Закона N 134-ФЗ). То есть Закон защищает организации и предпринимателей от посягательств торговой инспекции, пожарных и тому подобных контролеров. На налоговый, валютный, таможенный, экологический и лицензионный виды контроля Закон не распространяется (п.3 ст.1 Закона N 134-ФЗ).

Как показывает анализ ст.3 Закона, его положения не распространяются на следующие виды проверок, которые проводятся сотрудниками органов внутренних дел:

  • оперативно-разыскные мероприятия, дознание, предварительное следствие;
  • транспортный контроль (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу РФ, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории РФ);
  • лицензионный контроль (негосударственной охранной деятельности, сыскной деятельности, торговли оружием, патронами, экспонирования, коллекционирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов, деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ.

При проведении органами внутренних дел иных проверок, не указанных в ст.3 Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе руководствоваться положениями Закона.

Милиция также проводит проверки, руководствуясь Законом "Об оперативно-розыскной деятельности в РФ", а на такие мероприятия ограничения также не распространяются (п.3 ст.1 Закона N 134-ФЗ).

Каждый предприниматель должен помнить, что и на проверяющих наложены некоторые ограничения. Так, при проведении проверки должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

  • проверять выполнение требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
  • осуществлять плановые проверки в случае отсутствия должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
  • требовать представление документов, информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки. Очень часто сотрудники милиции, не найдя нарушений по предмету проверки, начинает проверять другие вопросы, которые не обозначены в приказе;
  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну;
  • превышать установленные сроки проведения проверки.

Должностные лица органов внутренних дел протоколы об административном правонарушении составляют (пп.1 п.2 ст.28.3 КоАП РФ). Однако милиционеры не вправе рассматривать административные дела и назначать административные наказания за неприменение ККМ.

На основании ст.23.5 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.5 КоАП РФ, в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККМ рассматривают налоговые органы. Поэтому милиционер, составив протокол, направляет его в налоговый орган для рассмотрения дела.

По результатам проверки начальник ИМНС выносит постановление о назначении административного наказания.

Размер штрафа по ст.14.5 КоАП РФ для юридического лица - от 300 до 400 МРОТ, для индивидуального предпринимателя - от 30 до 40 МРОТ.

Следует иметь в виду, что постановление о назначении административного наказания не может быть вынесено позднее двух месяцев с момента совершения правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ). Постановление, принятое позднее, недействительно. Поэтому, если с момента окончания проверки до вынесения решения прошло более двух месяцев, его можно смело обжаловать в суде.

Очень часто проверяющие милиционеры изымают какие-либо документы и товары. Они имеют право на это только в случае, если они связаны с нарушением закона и подтверждают, что фирма или предприниматель совершили это нарушение. Это могут быть накладные, приходные и расходные ордера, счета и т.п. Если никаких нарушений у вас не обнаружено или изъятые документы с нарушением не связаны, суд признает изъятие незаконным. Изъятие должно проходить в присутствии двух понятых и оформлено протоколом.

Изъять учредительные документы, лицензии, сертификаты и т.д. милиционеры не вправе. Это правило не действует, когда уже возбуждено уголовное дело и следователь или дознаватель проводит выемку документов. В этом случае он может забрать любые документы.

В любом случае, если к вам пришла милиция - не паникуйте. Не спешите сразу отвечать на вопросы и бежать за запрашиваемыми документами. Сначала обстоятельно выясните кто к вам пришел и с какой целью. Если вы сомневаетесь в правомерности действий проверяющих - жалуйтесь их вышестоящим чиновникам. Акты проверки и протоколы не отказывайтесь подписывать, но если считаете что ваши права нарушены, рядом с подписью укажите свои возражения.

Батуева Светлана Юрьевна,
начальник департамента налогов и права
ЗАО "ААФ "АУДИТИНФОРМ"
(499) 265-1908