> Главная > Карта сайта > Мобильная версия > Почта > Ссылки
Контакты департамента методологии учета и аудита
Телефон:
+7 495 280-1829
E-mail:


"Финансовая газета", 2005, N 46

Учет премий за сбор, сдачу лома и отходов драгоценных металлов

В соответствии со ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.

Порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и др.) в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления. Так, порядок премирования за сбор и сдачу лома и отходов драгоценных металлов в организациях, финансируемых из федерального бюджета, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 N 288 "О размерах средств на премирование за сбор лома и отходов драгоценных металлов и природных алмазов".

Однако для усиления материальной заинтересованности работников в повышении качества работы и производительности труда в организации могут вводиться системы премирования, которые по своему целевому назначению делятся на две группы:

  • общая система премирования - за основные результаты работы;
  • специальные системы премирования - за улучшение отдельных сторон деятельности организации.

К наиболее распространенным из специальных систем относятся премии за экономию топлива, электрической и тепловой энергии; сбор, хранение, сдачу лома черных и цветных металлов и др.

Действующее трудовое законодательство специально не регламентирует состав положений о премировании работников организаций. Все ранее принятые нормативные правовые акты по этому вопросу носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения.

Для целей налогообложения прибыли любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, включаются в расходы налогоплательщика на оплату труда (ст. 255 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ, согласно п. 21 которой расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов), при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.

Таким образом, расходы на оплату труда должны учитываться для целей налогообложения прибыли только в том случае, если нормы коллективного договора, правила внутреннего трудового распорядка организации, положения о премировании и (или) других локальных нормативных актов, принятых организацией, отражены в конкретном трудовом договоре, заключаемом между работодателем и работником. Требования, предъявляемые к трудовым договорам, заключаемым между работником и работодателем, предусмотрены разделом третьим ТК РФ.

При этом в трудовом договоре допускаются (кроме существенных условий трудового договора) ссылки на нормы коллективного договора, правила внутреннего трудового распорядка организации, положения о премировании и (или) других локальных нормативных актов без конкретной их расшифровки в трудовом договоре. В этом случае будет считаться, что указанные локальные нормативные акты будут распространяться на конкретного работника. Соответственно, если в трудовой договор, заключенный с конкретным работником, не включены те или иные начисления, предусмотренные в упомянутом коллективном договоре и (или) локальных нормативных актах, либо на них нет ссылок, такие начисления не могут быть приняты для целей налогообложения прибыли.

В качестве учитываемых расходов при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) признаются расходы, непосредственно связанные с такой реализацией (ст. 268 НК РФ).

Выплаты, производимые в связи со сдачей лома и отходов драгоценных металлов, при условии, что порядок их назначения будет удовлетворять требованиям, предъявляемым к расходам на оплату труда, изложенным в ст. ст. 252 и 255 НК РФ, могут быть учтены при формировании налогооблагаемой базы в качестве расходов, связанных с выбытием прочих активов.

В бухгалтерском учете сумма начисленной премии может:

  • включаться в состав расходов по обычным видам деятельности;
  • включаться в состав внереализационных расходов;
  • выплачиваться за счет нераспределенной прибыли организации.

Согласно п. п. 5 и 7 ПБУ 10/99 расходы организации на оплату труда работников организации формируют расходы по обычным видам деятельности. Таким образом, если выплата премии связана с производственным процессом, то начисленная премия будет включаться в состав расходов по обычным видам деятельности.

Поскольку в организации выплаты стимулирующего характера за сбор лома и отходов драгоценных металлов связаны не с основным производственным процессом, а с выбытием прочих активов, данные расходы можно рассматривать в качестве прочих операционных расходов.

Е.Горина
Старший аудитор-консультант
ЗАО "ААФ "Аудитинформ"
Подписано в печать
16.11.2005