> Главная > Карта сайта > Мобильная версия > Почта > Ссылки
Контакты департамента методологии учета и аудита
Телефон:
+7 495 280-1829
E-mail:


"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 27

Представительство за рубежом: проблемы ведения расчетов

С расширением международного сотрудничества все больше российских организаций открывают свои представительства в различных странах мира. Открытие представительств за рубежом не требует больших капиталовложений, является самым экономичным способом и действенным бизнес-инструментом для выхода на международные рынки. Порядок их открытия, регистрации, налогообложения и ведения бухгалтерского учета в разных странах имеет свою специфику. Рассмотрим деятельность представительств российских компаний за рубежом с точки зрения валютного законодательства Российской Федерации.

Валютное законодательство Российской Федерации базируется на Федеральном законе от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) и принятых в соответствии с ним федеральных законах. Введение Закона повлекло за собой отмену ряда принятых ранее нормативных актов. В частности, Указанием Банка России от 04.05.2005 N 1575-У в связи с вступлением в силу ст. 12 Закона признаны утратившими силу:

  • Положение Банка России от 16.10.2002 N 201-П "О порядке открытия и ведения юридическими лицами - резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для обслуживания деятельности их представительств";
  • Указание Банка России от 25.06.2004 N 1458-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 16 октября 2002 года N 201-П "О порядке открытия и ведения юридическими лицами - резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для обслуживания деятельности их представительств".

Указанными документами устанавливался порядок открытия юридическими лицами - резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для обслуживания деятельности их представительств и проведения операций по этим счетам, а также порядок предоставления информации об операциях по этим счетам.

Какой порядок работы представительств российских организаций за рубежом устанавливает современное валютное законодательство?

Основные термины

Основными понятиями валютного законодательства являются "резидент" и "нерезидент". В соответствии с Законом к резидентам относятся:

  • а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
  • б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
  • в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в пп. "в" настоящего пункта;
  • д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях.

Нерезидентами являются:

  • а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп. "а" и "б" п. 6 настоящей части;
  • б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации.

Следовательно, филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц в валютном законодательстве выделены в отдельную категорию, отличную от категории непосредственно юридических лиц и дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации. Представительства по определению являются резидентами Российской Федерации. Работники, выехавшие на работу за границу, остаются резидентами Российской Федерации (для целей валютного регулирования), если они не признаны постоянно проживающими в иностранном государстве. Значит, при расчетах представительства со своими работниками возникают отношения, подпадающие под понятие валютной операции между резидентами.

Что относится к валютным операциям

В Законе к валютным операциям относится приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона). Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона к валютным ценностям относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

По общему правилу валютные операции между резидентами запрещены. Исключение составляют расчеты:

  • по операциям беспошлинной торговли;
  • при оплате товаров и услуг в пути следования при международных перевозках;
  • по договорам комиссии, агентирования или поручения, если они связаны с взаимоотношениями с резидентами;
  • по договорам транспортной экспедиции, перевозки или фрахтования, если они имеют отношение к международным перевозкам грузов;
  • по операциям с внешними ценными бумагами;
  • по операциям при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также по операциям при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой;
  • при уплате налогов в иностранной валюте (если такая обязанность предусмотрена в законодательстве Российской Федерации);
  • по операциям, предусматривающим расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • по операциям по оплате и (или) возмещению расходов, связанных со служебными поездками за пределы территории Российской Федерации работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер.

Все эти условия предусмотрены в ч. 1 ст. 9 Закона. Перечень разрешенных валютных операций между резидентами является исчерпывающим.

Пунктом 6 ст. 12 Закона установлено общее правило о возможности резидентов - физических лиц без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации.

Юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами.

Определенные исключения из этого правила установлены в отношении осуществляемых между резидентами следующих валютных операций:

  1. по выплате заработной платы сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, а также по выплате заработной платы сотрудникам представительства юридического лица - резидента, находящегося за пределами территории Российской Федерации;
  2. по оплате и (или) возмещению расходов, связанных с командированием вышеуказанных сотрудников на территорию страны местонахождения указанных представительств, учреждений и организаций и за ее пределы, за исключением территории Российской Федерации;
  3. связанных с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
  4. предусматривающих расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях.

Расходы представительства

В указанных нормах Закона не говорится о расходах представительства юридического лица, находящегося за пределами Российской Федерации. Ведь зачастую расходы на текущую деятельность представительства оплачивают его работники, а потом бухгалтерия их компенсирует. Иначе как возможно оплатить расходы на проезд по платной трассе, оплату парковок, некоторые представительские мероприятия? Естественно, речь идет только о расходах, предусмотренных утвержденной сметой, на основе которой и действует представительство.

Как уже отмечалось, введение ст. 12 Закона отменило действие Положения Банка России N 201-П, которое определяло порядок проведения операций по расчетному счету представительства. В частности, п. п. 2.5.8 и 2.5.9 разрешалось списывать со счета представительства денежные средства в иностранной валюте или же получать с него наличную иностранную валюту для оплаты иных расходов представительства, кроме операций, связанных с предпринимательской и инвестиционной деятельностью, а также операций, связанных с приобретением прав на недвижимое имущество. В действующем законодательстве этот порядок не прописан.

Ограничения на наличные расчеты

Законодатель, определив в ст. 14 Закона права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций, вводит ограничения на наличные расчеты. Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках и через счета, открытые в соответствии с нормами действующего законодательства в банках за пределами Российской Федерации. Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению. Также юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате портовых сборов.

Что же показывает анализ действующего валютного законодательства?

Выделенные в отдельный субъект права представительства юридических лиц, находящихся за пределами Российской Федерации, не наделены необходимыми для реализации их целей и задач полномочиями. Остались нерешенными вопросы, правомочно ли представительство компенсировать работникам расходы, понесенные ими для обеспечения нормальной деятельности представительства; каким образом обеспечить работнику представительства льготы, гарантии и компенсации, которые могут быть предусмотрены коллективным или трудовым договорами.

Конечно, при принятии решения можно руководствоваться постулатом п. п. 3 - 6 ст. 4 Закона о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов. Можно, например, выдать работнику корпоративную "расчетную карту" для оплаты текущих расходов представительства. Но нельзя забывать о том, что осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании (п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Затронутые неясности в действующем законодательстве могут привести не только к наложению штрафов на должностных или юридических лиц, но и отразиться на деловой репутации организации. А ведь при выходе на международный рынок и развитии партнерских отношений с зарубежными фирмами важна любая деталь.

И.Овчарова
Старший аудитор
ЗАО "ААФ "Аудитинформ"
Подписано в печать
04.07.2007